Monday 1 August 2005

Глава 001 to 010


КНИГА 1. О ДОБРОДЕТЕЛИ

Глава 1. Восхваление Всевышнего



1
Как буква “а” есть первая среди всех букв, так все сущее в этом мире ведет свое начало от АдибхагаванаИзначально Сущего.


2
Что дает приобретение знаний, если постигший их не обнимает стопы Бога,— олицетворение чистого знания?


3
Припадающие к божественным стонам Господа, пребывающего в лотосе их сердца, обретут долголетие уже в этом мире.


4
Обнимающие стопы Всевышнего, который чужд приязни и неприязни, ни в каком мире, не познают страданий.


5
Ни добрые, ни дурные деяния, идущие от темного невежества, не присущи правдиво воздающим хвалу Всевышнему.*


6
Следующие неоскверненной стезей Всевышнего, на которой отброшены желания, рождаемые пятью чувствами, отказавшиеся от лжиобретут долгую жизнь.**


7
Лишь припав к стопам Бесподобного, можно избежать ужасных страданий души.


8
Только прильнувшие к стопам Бога, являющего собой океан добродетели, смогут преодолеть океан рождений.***


9
Бесполезна глава, не склоняющаяся перед стопами Обладателя восьми совершенств, как бесполезен и орган чувств, потерявший способность восприятия.****


10
Лишь тс, кто припали к стопам Всевышнего, смогут преодолеть безбрежный океан перерождений.

*Индуизм оперирует несколькими концепциями действий. Согласно одной из них любое деяние есть 'зло, а согласно другой — любое действие рождает и зло, и добро. (Здесь и далее примечания В. Фурники).
** Считается, что идеальный человек достигает совершенства и блаженства с помощью подавления желаний, идущих от пяти чувств—зрения, обоняния, слуха, осязания и вкуса.
*** Согласно индуизму душа считается бессмертной, а жизнь рассматривается как бесконечная цепь перевоплощений и перерождений, как наказание живых существ за неправедные деяния.
**** Восемь совершенств представлены в индуизме: самобытие, природная незапятнанность души, мудрость, знание, свобода от привязанностей, милосердие к живым существам, могущество и наслаждение.

Глава 2. Хваламоление дождю



11
Мир жизнью обязан изначально дождю Вот почему дождь -следует называть нектаром жизни


12
Дождь все взращивает для поддержании жизни и сам служит для утоления жажды


13
Если бы иссяк дождь, то разразился бы такой голод, который стал бы терзать громадный мир, окруженный океаном


14
Если скрытый в облаках источник богатств иссякнет, то и земледелец отвернется от сохи


15
Дождь разрушает, но вслед за разрушением  своим падением помогает пострадавшему земледельцу возродить разрушенное


16
Если ни одна капля не слетит с небес, то и ни одна былинка не проклюнется из земли


17
Оскудеют даже сокровища обширного океана, если тучи, впитывающие его влагу, снова не прольют ее над ним*


18
Если иссякнет дождь, то на земле исчезнут празднества и жертвоприношения богам


19
Не будет дождя — и огромный мир не вспомнит о подаянии и добродетели


20
Без дождя погибли бы живые создания; без влаги никто не смог бы следовать стезей добродетели

* Согласно индуизму жемчуг к живущие в океанах и морях существа возникают благодаря дождю, который рождается из облаков, насыщаемых, влагой морей, океанов.

Глава 3. О величии праведников



21
Духовность священных трактатов утверждает величие праведников, отрешившихся от мирских соблазнов


22
Оцепить величие праведников, отринувших земные соблазнывсе равно, что пытаться сосчитать ушедших в мир иной


23
Все в этом мире застилается светом величия праведников, носящих драгоценные камни человеческой чистоты, постигших тайну жизни и освобождения от новых рождений


24
Семенем вечного блаженства является тот, кто способен усмирить пять чувств с помощью коромысла воли


25
Даже Бог Индра испытал на себе могущество того, кто покорил пять чувств *


26
Исполненные величия праведники способны совершить невероятные деяния, которые не под силу низменным


27
Мир принадлежит праведникам, познавшим истинную цену пяти чувствамвкусу, зрению, осязанию, слуху и обонянию


28
Величие праведников, наделенных словом пророчества, доказывается в этом мире священными трактатами


29
Гневу праведников, взошедших на вершину добродетели, все прочие не могут противостоять ни мгновение **


30
Истинный праведникбрахман украшен драгоценным рубином праведной жизни и добросердечия ко всем живым существам

* Имеется в виду знаменитое индийское предание о том, что властелин неба Индра воспылал страстью к жене праведника и мудреца Гаутамы. В отсутствии святого Индра, приняв облик Гаутамы, явился в его скит и овладел женой праведника. Внезапно вернувшийся Гаутама обнаружил грех Бога и проклял его: в результате чего тело Индры покрылось множеством йони (женских половых органов).
"«Иное толкование афоризма: «Гнев праведников, взошедших на вершину добродетели, длится не более мгновения».

Глава 4. Следование праведному пути  (дхарме)



31
Есть ли в жизни большее благо, чем следование дхарме, приносящей славу и богатство?


32
Разве есть что-либо выше дхармы? И есть ли большее зло, чем забыть о ней?


33
При малейшей возможности неутомимо следуй дхарме с полной силой души


34
Да пребудешь ты чист в помыслах! Ибо сие и есть дхарма Вес прочеепустышка и никому не нужные звуки


35
Лишь тот образ бытия исполнен дхармы, который не запятнан завистью, вожделением, злобностью и гневными словами


36
Блюди дхарму в сей же миг, не откладывая это на потом, ибо и в час смерти такое деяние окажет тебе бессмертную услугу


37
Толковать о результатах дхармызряшное занятие. Разница между   уклоняющимся от добродетели и следующим ее сути такая же, как между тем, кто несет паланкин и сидящем в нем


38
Если ты денно и нощно неустанно следуешь по благой стезе, то твои усилия станут несокрушимой гранитной горой, которая прекратит твой мучительный путь перерождений


39
Лишь следование праведному пути дарует блаженство Все остальное причиняет боль и достойно осуждения


40
Праведностьэто просто то, к чему ты стремишься, а злоэто то, от чего ты бежишь

Глава 5. О семейной жизни



41
Тот, кто ведет семейную жизнь, является надежной опорой тем, кто следует трем другим путям праведности *


42
Исполненный добродетели семьянин служит поддержкой отрешившимся от мирской суеты, нищим и умершим **


43
Семьянин все свои основные усилия прикладывает для блага умерших, бога, гостей, родных и самого себя


44
Вечно будет жить и не будет страдать потомство семьянина, который в страж убегает от зла и делится своей едой с другими


45
Доброжелательная любовь к людям, добродетельный образ жизни уже сами по себе придают очарование семенной жизни и служат воздаянием за нее


46
Став на иную стезю, какое высшее благо отыщет добродетельный семьянин?


47
Жизнь добродетельного семьянина выше всех, кто стремится к добродетели


48
Наделенный добродетелью семейный человек, наставляющий на путь добродетели других, совершает более суровый подвижнический образ жизни, чем отрешившиеся от мирской суеты


49
Что есть добродетель, как не семейная жизнь? Если окружающие не укоряют семьянина за нее, то нет жизни выше семейной


50
Богам равен добродетельный семьянин, ведущий праведную жизнь на земле!

* Традиционно индуизм рассматривает следующее деление граждан: грихастья (ведущий семейную жизнь), брзхмачарья (давший обет целомудрия, учащийся), ванапрастха (отшельник, живущий в лесу и предающийся покаянию) н саньяси (отшельник, отрешившийся от всего мирского). Как видно, мудрец Тируваллувар отдает предпочтение семьянину несущему на своих плечах бремя жизни.
** Речь идет о том, что семьянин служит поддержкой умершим, так как совершает на свои трудовые сбережения похоронные обряды, чем облегчает пребывание их душ в ином мире.

Глава 6. О спутнице жизни



51
Истинная спутница жизни та, которая обладает всеми достоинствами, нужными в семье, ведет жизнь в соответствии с доходами мужа


52
Если жена не обладает необходимыми для семьи добродетелями, семейная жизнь будет подобна пустыне, какой бы пышной ни казалась эта жизнь с виду


53
Если хозяйка обладает всеми достоинствами, необходимыми в семье, то чего еще может недоставать семье? Если у жены нет этих достоинств, то что же тогда есть в этой семье?


54
Что может быть величественнее хозяйки дома, которая с твердостью ума и непоколебимостью сердца хранит свою чистоту?


55
Праведная и верная жена, восстав ото сна, может не возносить молитву Богу Ей достаточно поклониться мужу и промолвить: «Пусть будет дождь — и дождь прольется *


56
Истинная жена, обладает тремя добродетелями: она блюдет свою чистоту, заботится о супруге и всячески печется о поддержании доброй славы своей семьи


57
Разве принесет пользу жена, окруженная частоколом надзора и подозрений? Чистота сердца супругивот истинный страж ее красоты и добродетели


58
Если жены с благоговением относились к своим мужьям, они обретут самую высокую славу среди богов


59
Муж, чья жена не стремится обрести похвалы за преданность не может гордо, подобно льву, прошествовать мимо своих хулителей


60
Достоинства Совершенной жёны создают счастье в семье, а честные детиэто драгоценные камни этого счастья

* Согласно понятиям индуизма   семь рождений составляют    пребывание  в виде богов, людей, зверей, птиц, пресмыкающихся, рыб, неподвижных существ.

Глава 7. О детях



61
Мы не знаем большей радости, чем дети, наделенные светлым умом


62
Не пожнет зла во всех семи рождениях тот, кто взрастил детей, преисполненных высшей добродетели


63
Мудрецы изрекли, что именно дети есть высшее богатство, ибо оноплод добрых деяний человека **


64
Разве можно сравнить сладость нектара, дающего бессмертие, с рисовой кашей, которой коснулась шаловливая ручонка твоего дитяти?


65
Прикосновение ребенка сладостно телу родителей, а звук его голоска подобен небесной музыке


66
Звуки лютни кажутся сладостными лишь тем, кто не наслаждался дивным лепетом своих малышей


67
Самое лучшее наследие отца сынуэто образование, которое помогает сыну занять достойное место в ученом обществе


68
Всем живущим в этом огромном мире сладостно сознавать, что их дети обладают большими знаниями, чем их родители


69
Несравненно большую радость испытывает мать, слушая похвалу своему сыну, чем радость при его рождении


70
Нет сладостней награды отцу, чем восхищенные слова людей, говорящих: «О, сколь велики деяния этого отца, получившего в дар от небес такого сына

** В данном афоризме намекается на то, что дети заботятся о памяти и  душах  умерших,     совершая поминальные обряды.

Глава 8. О любви к родным и окружающим



71
Есть ли нечто такое, что могло бы скрыть любовь человека к людям? Покров с нее сорвет всего одна грустная слезинка любящего


72
Кто не умеет любить, живет единственно для себя Любящий человек даже костьми принадлежит другим


73
Мудрые изрекли: живая душа соединяется с телом благодаря любви


74
Любовь к людям рождает богатство великой доброты к ним, а доброта порождает изумительный дар по имени дружба


75
Земное счастье мудрые считают воздаянием за праведную жизнь, наполненную любовью


76
Лишь несведущие полагают, будто любовь к людям помогает на благочестивом пути Увы! Любовь, бывает, толкает человека на дурные дела


77
Добродетель испепелит лишенного любви человека точно так же, как пылающее солнце иссушает червя


78
Жизнь человека, не испытывающего любви к другим, подобна усохшему древу, цепляющемуся корнями за каменистую почву


79:
Если в теле отсутствует любовь к людям, то какую радость могут испытывать внешние части телаведь именно любовь и является его сердцем?


80
Полнокровной жизнью живет лишь человек, уверенно идущий стезей любви к людям; тело же, лишенное способности любить, есть не более, чем кости, обтянутые кожей

Глава 9. О гостеприимстве



81
Смысл семейной жизни и приобретения богатства состоят в том, чтобы радушно и щедро угощать гостей и помогать нуждающимся


82
Негоже, закрывшись в доме, вкушать яства одному, не зазывая в дом просящего горсть риса, даже если у вкушающего напиток, дарующий бессмертие


83
Избегнет страданий и нищеты семья, которая день ото дня щедро встречает гостей


84
Вспыхнет от радости богиня счастья и красоты Лакшми и поселится в доме человека, который с улыбкой встречает гостей


85
Нет нужды засевать свое поле человеку, который щедро угостив пришедших, сам вкушает остатки угощения


86
Человек, который накормил и проводил одних гостей и тут же готов принять других, сам станет желанным гостем у небожителей


87
Не радушием хозяина измеряется польза радушия Мерой служат достоинства гостей

               
88
Человек, который не был щедрым по отношению к нуждающимся, на смертном одре может воскликнуть лишь это: «О, всю жизнь я трудился, копил, и все впустую


89
Если люди не оказывают радушия нуждающимся, они есть нищие среди богатых, ибо их богатствоэто сокровища глупцов


90
Стоит понюхать цветок аниччам — и он увянет Точно так же косой взгляд хозяина отвращает от него сердца гостей *
* Аниччам — цветок недотрога из семейства мимозовых.

Глава 10  О речении доброго слова



91
Истинно ласковое слово исходит из уст мудрого человека, сердце которого преисполнено любви к ближним и страшится хитрости


92
Задушевное слово и улыбчивое лицо намного отрадней даров, преподносимых от щедрого сердца


93
Благочестие есть ласковое слово, сказанное улыбающимся человеком с приветливым взглядом и с сердцем, полным любви к людям


94
Муки бедности не угрожают человеку, который находит для людей ласковое слово, способное облегчить душу


95
Единственными и истинными украшениями человека являются скромность в жизни и обходительная речь Все прочее не может быть украшением


96
Душевное слово уменьшает зло и увеличивает добродетель


97
Доброе душевное слово, приносящее пользу другим людям, дарит всем радость и блаженство


98
Сердечное слово, лишенное всего мелочного и низкого, принесет счастье людям в обоих мирах


99
Разве произнесет грубое слово человек, который убедился в пользе душевного слова?


100
Говорить злые слова вместо душевныхэто все равно, что вкушать незрелые плоды, когда рядом есть зрелые

No comments:

Post a Comment